|
В 60-ые годы XX-века в Советском Союзе мало кто мог мечтать о собственном автомобиле. По дорогам городов бегали в основном автомобили ответственных руководителей с личными водителями, такси, грузовые автомобили и, как редкое исключение частные авто, принадлежавшие элите общества.
Перечень марок был невелик : москвичи, запорожцы, победы, оставшиеся после продажи производства в Польшу, да красавицы волги с «бегущим оленем» на капоте.
Первым руководителем Государственного масштаба, решившего начать производство импортных автомобилей в СССР, стал Н.С. Хрущев, побывавший в Италии, и получивший в подарок автомобиль ФИАТ. Впрочем, непосредственно договор и строительство началось спустя два года после его отставки.
Решение о строительстве в Тольятти было принято 20 июля 1966 года ЦК КПСС и Советским правительством.
Сказано - сделано. Как это было принято ЦК ВЛКСМ объявил строительство Волжского автозавода Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Уже в январе 1967 года заложили первый камень в строительстве, в 1969 году начался монтаж оборудования, в 1971 году уже побежали по дорогам первые «Жигули». Невиданное свершилось. За четыре года, на три года раньше запланированного срока заработал первый автогигант по выпуску народного автомобиля. А в том же 1971 году уже сошел с конвейера 100-тысячный автомобиль.
Не правильно будет , если читатель будет считать, что можно было свободно купить «народный автомобиль». В магазинах в продаже ничего подобного не было. На предприятиях, где работали Советские люди, выстраивались очереди на право приобретения автомобиля, но выделенные квоты на предприятия, распределялись 4-ех угольниками (Администрация, Парткомитет, ВЛКСМ, Профком) среди передовиков производства. Тем временем, в 1972 году, была запущена вторая очередь Волжского атозавода. Таким образом, осуществили выход на выпуск 600-тысяч автомобилей в год.
В 1970-х годах в состав «Волжского объединения по производству легковых автомобилей» были включены три предприятия, обеспечивающих основное производство: - Белебеевский завод Автонормаль - Димитровградский автоагрегатный завод - Скопинский автоагрегатный завод
За время существования ВАЗ, постоянно обновлялся ассортимент выпускаемых автомобилей. Вначале это была классика, заднеприводные автомобили ВАЗ- 2101 по ВАЗ-2107. Затем на смену заднеприводным пришли переднеприводные ВАЗ-2108 по ВАЗ-2172 ( разделяющиеся по семействам на Лада: Самара, 110, Самара2, Калина,Приора.
Совершенствовались двигатели. На смену 8-ми клапанным, пришли 16-ти клапанные роторно-поршневые двигатели. Ими оснастили семейство «десяток»: ВАЗ-21018 по ВАЗ-2115-91.
Не забыты и малолитражки Ока, Гном, Чебурашка, Карат, Эльф.
Особая статья - вездеходы. Автомобиль Нива завоевал особое место не только в Советском Союзе (России), но и по всему миру. Простота конструкции, высокая проходимость, надежность обеспечили автомобиль популярностью и высоким рейтингом. Наиболее известны Ваз-2121, 2123, 21214, 2131.
В результате плодотворного сотрудничества с GM, начался выпуск популярной ныне модели Шевроле Нива, сочетающей в себе, высокую проходимость Нивы и современный дизайн и удобства Шевроле.
Была попытка запустить в серию отечественный минивэн ВАЗ -2120, но, к сожалению получилось, на мой взгляд, нечто не понятное…
Начатое с таким успехом производство, дошедшее до наших дней, стало сначала потихоньку, а потом быстрее и быстрее сходить на нет.
Приход в Россию машин импортного производства, начавшийся кризис, и многие другие факторы показали не состоятельность отечественного автопрома. Не смотря на усилия правительства, бесконечные вливания, попытки привлечения зарубежных фирм, возникло множество проблем. Во первых качество комплектующих изделий желает лучшего, во вторых все познается в сравнении, Россиянин, севший за руль иномарки с большим трудом пересядет на изделие отечественного автопрома.
В настоящее время, официально заявленные убытки АвтоВаза достигают внушительную сумму в 38 миллиардов рублей. В октябре стало известно, что за сентябрь 2009 года продажи автомобилей Lada упали до рекордно низкой отметки за всю историю "АвтоВАЗа", начиная с выхода конвейера на проектную мощность и достигли 28,1 тысячи автомобилей.
Все чаще звучит вопрос об увольнениях значительной части рабочих. Хотя в противовес Первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что увольнений не будет. Мало того, будут выделены средства на покрытие долгов, финансирование программы увольнений и перепрофилирования и модернизации, увеличена сумма, направляемая на закупки отечественной автотехники для госведомств, до 15 млрд в 2009 году и 20 млрд в следующем.
Французский концерн Renault. купивший 25% акций российского автогиганта почти за $1 млрд, в ответ на предложение Путина В.В. «осуществить крупные денежные вливания» ,ответил отказом, ссылаясь на нехватку крупных средств. Хотя и поддерживает перестройку базы поставок и сборочных линий ВАЗа. Но борьба не окончена. Игорь Шувалов придерживается начатой борьбы за выживание производства, пригрозив концерну Renault, что будет искать другую компанию, в случае если Рено не решит увеличить свою долю в АвтоВАЗе до контрольного пакета.
Тем временем дилеры продолжают увеличивать, вопреки логике, цены на авто, так ВАЗ-2107 подорожал на 1,5т.р, 2112 на 2,Т.Р, 2115 на 3,0т.р. Это никак не сочетается с политикой зарубежных фирм наоборот идти на понижение цен.
Хочется верить, что восторжествует здравый разум. Россия – великая страна, и должна иметь свое автомобильное, здоровое, крепкое, сильное, качественное производство.
Парадокс: по статистике самые угоняемые модели автомобилей – автомобили производства ВАЗ!
Михаил М.Е.
|
|